Тестируем гипотезы

Основа основ любого дела — тесты.

Тест гипотезы — сформулированная попытка что-либо сделать. Результат теста дает опыт и знания, из которых можно сделать вывод. Вывод формирует адекватность — способность создавать более предсказуемый результат гипотез в будущем.

Тестируем гипотезы

Кстати, это применимо далеко за пределами маркетинга и бизнеса. Поэтому будет полезно не только предпринимателям и маркетологам)

Результат / факт

В любой деятельности (или ее отсутствии) есть результат. Даже если ты его явно не видишь, он есть. Результат может выражаться в деньгах (расход/доход/прибыль), в команде (сколько у нас человек, чем они заняты), в отношениях (нас любят или нет) и так далее. Результат — то, что уже фактически есть.

Чем лучше оцифрован (измерим) результат, тем проще на него влиять. Чем больше в результате «ощущений», тем влиять сложнее. Поэтому в бизнесе принято разговаривать на языке цифр и терминов.

В интернет-маркетинге то же самое, еще его называют «digital» маркетингом — основанном на точном измерении показателей деятельности. Например, запустили рекламную кампанию и точно знаем:

  1. Количество и стоимость показов рекламы (Impressions / CPM)
  2. Количество и стоимость кликов (Clicks / CPC)
  3. Количество и стоимость заявок (Leads / CPL)
  4. Количество и стоимость новых клиентов (Clients / CAC)
  5. Какая окупаемость инвестиций (ROMI / ROI)

На самом деле метрик гораздо больше, но эти основные. Некоторые показатели называют по-разному, главное — понимать их суть.

Адекватность

Что такое адекватность? Обычно адекватными называют просто людей, особо ничем не отличающихся, я с этим не согласен. Даже в Википедии что-то невнятное. Разве что вот такая формулировка отражает суть, но довольно сложным языком.

В теории познания термин адекватное служит для обозначения верного воспроизведения в представлениях, понятиях и суждениях объективных связей и отношений. В этом смысле истина определяется как адекватность мышления бытию (то есть мышление не может быть само по себе адекватным, оно может быть адекватным чему-либо (объекту сравнения, эталону и тому подобное), что непременно должно быть указано.

wikipedia

Адекватность — это то, насколько человек точно знает, какая «деятельность» к какому «результату» приведет.

Адекватность — понимание причинно-следственной связи.

Адекватность дает предсказуемость.

Нет адекватности без привязки к деятельности или вопросу. Нет никого на 100% адекватного, так как ты физически не можешь разбираться во всем.

Выводы

Выводы формируются из «опыта» или «знаний».

Опыт сын ошибок трудных

А.С. Пушкин

Опыт приходит с действием. Опыт приходит с ошибками. Опыт приходит с тестами и их результатом. )

Опыт купить нельзя, знания можно.

Например, мне не нужно пробовать какой-нибудь тяжелый синтетический наркотик, чтобы знать его конечный результат — зависимость и смерть в 99% случаев. Да, я не знаю всего в деталях и гораздо менее опытен, чем человек, который в это вляпался, но смог выбраться. Но даже немного узнав об этом со стороны, могу сделать вывод — мне оно не нужно)

Звучит классно — ходи да покупай/потребляй информацию, получай знания и делай выводы. Печально то, что не всегда полученные «знания» правдивы. Иногда вам дают только часть информации, которая вам невыгодна или даже наносит вред. Люди сильно подвержены влиянию и манипуляциям со стороны авторитетов, поэтому вам вбивают в голову даже то, о чем вы не спрашивали. Иногда это происходит от родителей, родственников, учителей, как правило, из хороших побуждений, но не всегда.

Некачественные выводы вбитые в голову иногда называют предубеждениями. Примеры типичных предубеждений:

  1. Много денег нельзя заработать, можно только украсть или получить в наследство.
  2. Все женщины — шлюхи, им нужны только деньги.
  3. Все мужики — козлы / альфонсы / бабники.
  4. У меня ничего не получится.
  5. Все мне должны.
  6. и так далее.

Приводить примеры людей с счастливыми отношениями или тех, кто честно создал большую прибыльную компанию, будучи сиротой, как показывает уже мой опыт, бесполезно. Кстати, возведение в абсолют — первый признак неадекватности в вопросе (использование в выводе слов «все», «никто», «всегда», «никогда»).

Поэтому знания нужно собирать из разных источников, а в некоторых вопросах сделать адекватный вывод можно только на собственном опыте. Опыт — это та мышца, которую нужно постоянно качать. Больше опыта = больше правильных выводов = адекватнее в большем количестве вопросов.

Примеры выводов:

  1. Петя. Если я буду бегать каждый день полчаса и не буду есть много жирной пищи, то за месяц сброшу 1 кг.
  2. Антон. Если я приду домой после 11 пьяный и не предупрежу жену, будет скандал.
  3. Предприниматель Саша. Если я найму 3-х маркетологов на проект, один из них даст хороший результат и буду с его помощью привлекать новых клиентов.
  4. Дизайнер Оля. Если посмотрю примеры конкурентов и выясню, что нравится заказчику, то с наибольшей вероятностью у меня примут работу без правок.
  5. Венчурный инвестор Алена. Если я вложу по 5 млн $ в 100 стартапов, 1 из них вырастет в миллиардную компанию, и я заработаю 500 млн $.

Чем лучше детализирован вывод и более предсказуем результат, тем выше «адекватность» в этой деятельности.

Гипотеза / план

Гипотеза — сформулированная попытка что-либо сделать. Результат теста дает опыт и знания, из которых можно сделать вывод. Вывод формирует адекватность — способность создавать более предсказуемый результат гипотез в будущем.

Залог хорошего теста — точный план/факт. Разница между планом и фактом как раз хорошо демонстрирует неадекватность.

Пример гипотезы в закупке рекламы от трафик менеджера.

Что, если запустить рекламную кампанию в ВК на аудиторию мам в декрете со следующим посылом «……» и вести на лендинг для мам со специальным предложением?

План:

  1. Расход 100.000р
  2. Клики 5000, стоимость клика 20р
  3. Лиды 1000, стоимость лида 100р
  4. Клиенты 100, стоимость клиента 1000р

Факт:

  1. Расход 100.000р
  2. Клики 3653, стоимость 27р
  3. Лиды 476, стоимость 210р
  4. Клиенты 53, стоимость 1883р

Вывод:

Мы ожидали показатели примерно в 2 раза лучше. Аукцион в ВК оказался дороже, CTR объявления и конверсия сайта ниже предполагаемой, за счет чего стоимость клика и лиды выросли. Целевые лиды есть. Конверсия в клиента в рамках ожиданий, отдел продаж отработал хорошо. Выходит, ВК — рабочий инструмент, но нужно попробовать сделать более вовлекающие креативы и поработать над конверсией сайта.

Конечно, в реальном кейсе метрик больше, считается не только количество/стоимость лида, но и другие показатели, например, средний чек, общая выручка и другие. В идеале понимать конечную прибыль компании.

Оформить тест можно хоть на листке бумаги, но лучше в табличке, так потом проще ориентироваться.

Только так, шаг за шагом, проверяя гипотезы и делая выводы, можно накапливать адекватность в данном случае всего проекта.

При этом для собственника или руководителя отдела гипотеза может выглядеть иначе.

Что если нанять 3х таргетологов, дать им уже работающий сайт и посмотреть результаты? При этом можно будет сравнить 3х таргетолов и их результаты и оставить лучшего.

План:

  1. Расход 300.000р
  2. Клиенты 300, стоимость клиента 1000р
  3. Доход 1млн
  4. Прибыль 700.000р

Факт:

  1. Расход 300.000р
  2. Клиенты 100, стоимость 3000р
  3. Доход 500.000р
  4. Прибыль 200.000р

Вывод:

1 таргетолог вообще пропал, 1 слил бюджет, 1 дал хороший результат как раз в рамках KPI. На будущее при таких тестах лучше ожидать худшего, тем не менее мы нашли хорошего специалиста и можем продолжить работать с ним.

Понимаете? Всё индивидуально и зависит от целей, уровня вовлеченности в процесс, ресурсов и так далее. В данном примере следующая гипотеза собственника может быть в том, что он оставит 1 специалиста и даст ему больше ресурсов и свободы действий и снова замерит итоговый результат. Главное, чтобы и специалист умел тестировать гипотезы правильно 😉

Закончу тем, с чего начал.

Гипотеза — сформулированная попытка что-либо сделать.

Результат теста дает опыт и знания, из которых можно сделать вывод.

Вывод формирует адекватность — способность создавать более предсказуемый результат гипотез в будущем.

Успешных вам тестов 😉

Получите чек-лист в телеграм «топ 10 ошибок маркетинга, которые сжигают прибыль»